03.03.2017 | 19:45

Выставка работ Борисова-Мусатова и общества «Голубая роза» открылась в Петербурге

Tweet

Романтический портрет исчезающей эпохи. В Русском музее проходит выставка работ мастеров русского символизма — Виктора Борисова-Мусатова и его последователей — участников объединения «Голубая роза» — Николая Крымова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, братьев Милиоти и многих других. Атмосфера размеренной жизни дворянских усадеб — на нескольких десятках полотен из собрания музея и частных коллекций.

Они писали на тему сказок, грез и снов. Обращались к миру театра. И Востока – им казалось, что там ещё сохранилась гармоничная жизнь, в отличие от Запада, где бетонные коробки городов изуродовали человеческую природу. Это символисты – художники переломного времени. Они создавали свой ностальгический мир, сожалея об исчезающем быте дворянства.

«Отказ от рассказов живописи, перенос внимания на колорит, на линию, на цветовое пятно – это художники считали самым главным. Потому что именно цвет и линии должны передать те или иные переживания или состояния героев», – отмечает куратор выставки Владимир Круглов.

Один из первых в России, кто посредством кисти и красок заговорил на языке символизма – Виктор Борисов-Мусатов. Горбатый с детства, маленького роста, он всю жизнь стремился к утонченной красоте. Художественное образование получал обрывками, но много работал самостоятельно. Три зимы провел в Париже, изучая французское искусство, и в 1898 году написал знаменитый «Автопортрет с сестрой». Это, по мнению искусствоведов, стало отправной точкой для целого художественного движения в России. Спустя всего несколько лет, группа символистов – последователей Борисова-Мусатова объединилась в сообщество «Голубая роза». Тогда же прошла первая их совместная выставка.

«В момент, когда экспонировалась выставка "Голубая роза", ругались со страшной силой. Считали, что это верх декадентства, распад в искусстве. И что художники просто валяют дурака», – рассказывает Владимир Круглов.

Расцветом русского символизма стал 1907 год. Тогда в «Голубую розу» входило уже восемь живописцев. Среди них – Кузнецов, Милиоти, Сапунов. Поэт Сергей Маковский назвал их работы «тихой часовней в искусстве». Художники-символисты разделяли идеи писателей того времени о двоемирии, где обыденная реальность – лишь отражение романтического мира высшего света.

«У этих художников есть некоторая сказочность, некий поэтизм, который привлекает всегда. А ещё это исполнено великолепным художественным языком, прекрасно по цвету, прекрасно по ритму. Все это вместе создает такую гармонию», – поясняет заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Свободное отношение к линии и цвету, которое характерно для символизма, должно было, но лишь отчасти действительно стало толчком к новым поискам художников. В том числе, это повлияло и на становление авангарда. Но переломная эпоха – революция – внесла свои коррективы. В конце 20-х годов «голуборозовцев» ожидаемо обвинили в формализме. Общество художников, названное в честь нежного горного цветка из стихотворения Бальмонта, распустили. А его наследие в полной мере вернулось зрителю лишь спустя сто лет. 

 Новости культуры

Источник tvkultura.ru

Комментарии