20.11.2017 | 10:25

В Электротеатре Станиславский — премьера оперы «Проза»

В Электротеатре "Станиславский" сегодня — премьера. Композитор Владимир Раннев объединил в опере "Проза" тексты двух писателей, разделенных целым столетием. Антон Чехов и Юрий Мамлеев. Создатели постановки, как сказано в аннотации, считают этих авторов "самыми жесткими и бескомпромисными… в полуторавековой традиции русского реализма". О том, как это можно спеть, — Ирина Разумовская.

Больше года ушло на разработку инженерной конструкции, которая разрезает сцену Электротеатра на две части. Внутри металлического каркаса — полупрозрачные зеркала и стёкла — для сложного оптического 3D-эффекта — который, конечно, гвоздь этой супер-техногенной оперы.

Это двойной дебют. Композитор Владимир Раннев ни разу ещё не ставил свои произведения. А художница Марина Алексеева — никогда не переносила свои инсталляции именуемые "искусство в коробке" на сцену. С ней мы оказываемся в настоящем зазеркалье. 

"Собственно это то, что создаёт объём на сцене — мы же видим всегда пространство, и это пространство гуляет, иногда появляются персонажи, это всё связано и текстом и музыкой", — рассказала художник-постановщик Марина Алексеева.

Сложносочиненному, многослойному пространству соответствует двухуровневая литературная основа этой постановки. Жёсткий рассказ Юрия Мамлеева про сбитую грузовиком девочку воспроизведен в мультфильме и спроецирован внутрь зеркал, зритель его читает. Бессобытийную повесть Чехова — хор поёт acapella — зритель слушает.

"Один текст создаёт напряжение для другого, между ними искра, это помогает понять и природу событий", — отметил режиссёр, композитор Владимир Раннев.

На одной сцене — профессиональные оперные певцы и непрофессиональные музыканты-артисты. Исполняют одинаковый по сложности материал. Одним пришлось учить других. А всем вместе — петь в таком пространстве.

"Пять световых точек, мы являемся персонажами комикса, который оживает благодаря тому, что мы на заднем фоне высвечиваемся, попадаем внутрь этой картинки", — объяснил актер Сергей Малинин.

"Сложно по звуку -девочки из хора внизу, а мы — за стеклом, за стенкой. Мы можем осуществлятьобщее звучание благодаря клик-треку", — рассказала актриса Арина Зверева.

Название "Проза" для оперы — тоже вызов, эксперимент. Владимир Раннев подчеркивает: отталкивался именно от текстов. Их здесь воспроизводят всеми доступными способами. Второй смысл названия — проза жизни, бытовая, хоть и очень страшная история. Такой вот, русский реализм, спетый по канонам современного искусства.

Новости культуры

Источник tvkultura.ru

Комментарии