01.09.2017 | 20:07
Ему дважды позировал Лермонтов. В Музее Пушкина представлены портреты кисти Александра Клюндера
Акварель как предвестник фотографии. В Музее Пушкина открылась монографическая выставка «Клюндер. Графика», на которой представлены работы Александра Клюндера, современника Пушкина и Лермонтова. Репортаж Антона Николаева.
Художник Александр Клюндер в свое время был весьма востребованным портретистом. Он писал даже императора Николая I. Но в истории его имя сохранилось благодаря тому, что ему дважды позировал Михаил Лермонтов, в то время служивший в лейб-гвардии Гусарском полку.
Современники считали, было похоже. Лермонтов и его сослуживцы очень любили и уважали своего командира Михаила Хомутова, и когда тот уходил на повышение – начальником штаба войска Донского, заказали Клюндеру свои портреты в подарок командиру. Позднее хомутовская коллекция оказалась в музее полка. После революции она рассеялась по стране. Усилиями 20 музеев эти портреты впервые за последние 100 лет выставляются вместе.
«Никто никогда на нашей памяти в истории искусствоведения не собирал персональную выставку Клюндера. Мы первые», − отметил директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.
Благодаря выставке удалось атрибутировать некоторые ранее неизвестные портреты и установить имена изображенных на них офицеров.
«Портрет имеет подпись – 39-й год, что сильно облегчило задачу. Посмотрев, кто служил на Кавказе из лейб-гусар, тех, кто в этот момент портретировались Клюндером, удалось обнаружить: было несколько человек, которые были на Кавказе и получали боевые награды. Так выяснилось, что один из них, светлейший князь Меньшиков, был на Кавказе и за боевые подвиги получил этот орден Святой Анны III степени с бантом», − рассказал руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
Эта выставка не столько художественная, сколько историческая. Лейб-гвардии Гусарский полк − элитное воинское подразделение, которое прославилось в войну 1812 года, участвовало в Русско-турецкой кампании. Служили в полку, отнюдь, не бедные люди. И парадную форму, и лошадей приобретали за свой счет. А казенного жалования хватало только на букеты дамам.
«Благодаря красоте мундира, сочетанию алого с синим, в меховых шапках, красивые лошади, четко слаженный строй, блистая расшитыми шнурами», − отметил куратор выставки Александр Валькович.
Всю эту красоту кураторы разбавили, точнее сказать, украсили несколькими женскими портретами кисти Клюндера. Тем более, какие же гусары – без женщин?!
Новости культуры
Источник tvkultura.ru
Комментарии
You must be logged in to post a comment.